Сущность игры Капоэйра — Мандинга, Малисия и Маландражень.

Mestre Canjiquinha, joga

Для мастеров прошлого, рода капоэйры представлялась уменьшенной моделью нашего социального мира. Игра внутри роды и игра в жизни, для капоэйриста это два одинаковых действия. Три фундаментальных понятия составляют Сущность  Игры. Это, Мандинга, Малисия и Маландражень  – это ядро искусства игры. Можно сказать, что это стратегия поведения людей или правила игры, которые сложились исторически. Не понимая этого, капоэйра лишена своих корней.

Мандинга

Мандинга это посвящение, как характеристика сущности капоэйры. В Сальвадоре в конце 19-го столетия, слово мандинга использовалось, как синоним капоэйры. Мандинга рассматривалась, как основное оружие защиты и атаки практикующих. Мандинга может наблюдаться в стиле и манере движений тел игроков, в выражении их лиц, в прикладных ударах, в  музыке или песнях исполняемых в роде капоэйры. В настоящее время хорошая мандинга есть у отдельных мастеров капоэйры (мандингеро), которые обладают искусством маскировки, способностью одурачить противника и побеждать в игре используя ловкость, искусство обмана и притворства.

В этом значении мандинга проявляется, как тип игры, основной целью которой вводить в заблуждение противника через коварство.

Но в мире капоэйры термин мандинга так, же соотноситься с магией некоторых капоэйристов. У таких игроков на шее мы всегда можем увидеть талисманы (Patuas). В прошлое колониальное время они назывались «Bolsas de Mandinga» (мешочек с магией) или просто Mandinga (Мандинга), что верном контексте означало колдовство. Использование талисманов (мандинга) защищало тело игрока от всех опасностей и давало непобедимость в кругу т.е. Роде Капоэйры.

Кроме того, первоначальное значение слова мандинга или лучше мандинго связывается с шаманом, которого назначал африканский народ, проживавший на западных берегах Африки. Такой человек был колдуном и магом, он прославлялся вторым вождем. По этому не случайно, что термин мандинга в конечном итоге развился в значении, как синоним колдовства и амулета.

Во времена рабства, мандинга или колдовство было практикой рабов. Они особым образом готовили травы и яды и использовали их для убийства своих сеньоров. Внутри этого контекста, как утверждают историки, изучающие капоэйру ангола, мандинга  доказывает себя, как оружие слабых против сильных. По словам Мастера Паштиньи «Мандинга в капоэйре защищает наследие, это тоска рабов по свободе».

Малисия

Малисия!!! — это коварство, злой умысел. И это второе фундаментальное понятие игры капоэйра. Игра трюков и обманов, Малисия считалась очень опасным оружием капоэйриста. Малисия, она с родни мандинге, давала капоэйристу защиту Оришас (Orixas – африканские боги проводники), а также делала тело игрока закрытым, а молитву сильной.

Дополнительно мандинга и малисия имеют эстетическую функцию украшения игры, что выглядит как театральное представление. Звуки беримбау (Berimbau – главный инструмент капоэйры) раскрывают тело игрока, это делает его в борьбе легким и текучим. Улыбки на лицах игроков скрывают их истинное намерение, не давая возможность предвидеть удары, и в это есть шутка игры капоэйра. Умение контролировать свои движения, шутливость и обманы всегда делаю атаки непредсказуемыми. Игра мандингеро (Мастеров) со стороны может показаться просто как валяние дурака.

Маландражень

В сфере современной капоэйры, мандинга путается с термином маландражень. Маландражень, также соотносится с маскировкой и проницательностью. Используя такое поведение игрок добивается победы не через физическую силу, а посредством искусства  обмана и запутывания. Однако в общем смысле слово маландражень связано с миром беспорядка, бродяжничества, беззаконием и в конечном итоге ассоциируется со стилем жизни обычного бразильца. В настоящее время эти термины перепутались. Маландражень (мир бродяг) и мандинга стали социальной практикой старых капоэйристов, искусством их жизни на улице.

В период с 1910 – 1920 г. местные власти пожелали изменить город Cальвадор в цивилизованный и современный мегаполис. Для этого в первую очередь им было необходимо искоренить с улиц чернокожее население, освобожденных рабов. Такие действия привели к натянутым социальным отношениям. Капоэйристам ежедневно приходилось искать способы и формы взаимодействия с обществом и полицией. Маландражень также понимается, как нахождение капоэйристами различных способов выживания в области социальной дискриминации.

Маландражень может также пониматься, как защита по отношению к жесткой жизни. Обучение жизни для капоэйристов в те времена проходило на улице – дети улиц (mininos da rua). Все это показывает некую манеру поиска этих людей доказывать свою мужественность и утверждать свою независимость в мире улиц. Сегодня капоэйристы соотносят роду капоэйры с вселенной. В прошлом мастера капоэйры использовали свою, ловкость и проницательность в кругу жизни (Roda da vida).

В Заключение, делая выводы из сказанного, необходимо рассеять сложившееся мнение вокруг капоэйры. Здесь важно понимать, что капоэйра не имела никакого отношения к бандам бездельников и бродяг. В своем большинстве капоэйристы вели очень простую и скромную жизнь в мире улиц. Пели песни и играли на инструментах. И только иногда, в единичных случаях их встречи переходили социальную норму поведения. Искусство Капоэйры никогда не рассматривалась, как простая драка или задирство.

Капоэйра сегодня, как и в прошлые времена, продолжает изменяться и принимать сложные формы своего существования. Искусство капоэйры идет вместе с жизнью, несет в себе гармонию и всестороннее развитее. Мастера всех времен продолжали и продолжают демонстрировать свое индивидуальное понимание игры в кругу жизни и кругу капоэйры.

Перевод книги «Mandinga, manha, malicia», Adriana Albert Dias
Федор Кондаков (Boca), 2014г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий