Игра. Свобода. Танец. Борьба.

Что такое капоэйра?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю уйти от общих определений, таких как: капоэйра – это афро-бразильское боевое искусство или капоэйра – это замаскированная под танец борьба и т.д…

Все это конечно так, но в этой статье я хочу проанализировать, что конкретно предлагает практика капоэйры. Давайте постараемся понять практическую пользу и место капоэйры в нашей жизни.

 

1.    Капоэйра это игра.

Игра — ключевое понятие в капоэйре. Игра показывает нам, что капоэйра не есть агрессивный поединок. Я бы сказал, что игра для тех, кто занимается капоэйрой, это определенная жизненная позиция. Своего рода призма, через которую капоэйристы изо дня в день учатся воспринимать окружающий их мир. Социальное неравенство, борьба за выживание, за свое мнение и улица, сделали капоэйру реальным искусством. Мастера учат, что капоэйра (игра) продолжается и за стенами спортивного зала. Они как бы намекают нам, что социальные отношения, это тоже своего рода игра. Что большинство проблем в жизни не решаются при помощи больших мускул, высокого удара ногой, ножа или пистолета.

Хотелось бы развеять миф, что капоэйристы были бандитами, хулиганами, а в своих поединках использовали ножи и бритвы.

Мастер Канжикинья пишет в своей книге: «Я никогда в жизни не видел изувеченного или убитого капоэйриста во время игры капоэйра».

В книге «Mandinga, manha, malicia», Adriana Albert Dias документально доказывает, что капоэйристы были абсолютно нормальные люди, они  имели работу, семью и не имели ни какого отношения к миру бродяг и бездельников.

Игра в рамках капоэйры проявляется, как метод обучения. Чтобы быть хорошим игроком и не только в капоэйре, необходимо иметь интеллектуальные способности, смекалку, находчивость и конечно характер.

Мастер Но говорит: «Каждый капоэйрист должен иметь маллисиозу, качество помогающее контролировать игру, навязывать свои правила и вводить в заблуждение. Любая игра предполагает хитрость и ловкость, но не подлость».

Игра это то, что нас развивает и обучает. А навыки, которые приобретаются в игровых ситуациях,  помогают делать нашу жизнь лучше.

 

2. Капоэйра это Рода.

Если обычный наблюдатель или прохожий увидит роду капоэйры, то с уверенностью скажет, что рода это круг людей-зрителей в котором два человека демонстрируют свое искусство перемещений, акробатики, борьбы. Но для самого кпоэйриста, рода ассоциируется с самой практикой искусства капоэйры. Не совсем правильно считать и воспринимать роду, просто, как круг образованный участниками. Рода, это объем, особое пространство, которое имеет свои законы построения. Ведущий, как правило это мастер, следит, чтобы все требования были соблюдены. Необходимый радиус, равный длине беримбау, правильное расположение инструментов, открытие, порядок исполняемых ритмов и соответствие песен. Самое интересное, что капоэйра учит воспринимать и физически чувствовать это образованное пространство. Мастер высокого уровня, может создать необходимую атмосферу, будучи один, держа в руках всего лишь беримбау. Здесь даже не важно, что участников роды будет мало и они не замкнут круг. Правильно организованная рода, это незримый дом наполненный энергией жизни — Аше. Такое, хорошо организованное пространство роды, интуитивно может почувствовать каждый человек. Рода капоэйра должна привносить гармонию, радость и качественное наполнение в окружающий мир. Для мастеров прошлого, рода капоэйры представлялась, как уменьшенная модель нашей вселенной. Они видели прямую взаимосвязь между своей практикой игры капоэйра и жизненным окружением. Капоэйра дает возможность почувствовать свое личное пространство жизни и быть за него ответственным. Человек, который внимательно относится к своему окружению, всегда будет следить за своими поступками, словами, т.к. он понимает, что все это и составляет его жизненное пространство.

 

3. Беримбау символ капоэйры.

Сегодня трудно представить капоэйру без беримбау. Но мы не будем сейчас затрагивать историю появления этого инструмента. Нужно сказать, что беримбау, это, прежде всего возможность задавать ритм. Посредством игры на беримбау, ведущий может регулировать настроение участников роды капоэйра. И здесь беримбау выступает, как символ ритма. Через беримбау и другие инструменты, капоэйристы учатся понимать, чувствовать и самое главное выражать свой ритм. Когда человек играет, на каком либо инструменте, то он, прежде всего, выражает свое внутреннее состояние, а инструмент (особенно перкуссионный) усиливает его. По этой причине, в капоэйре, очень строго регулируют ситуацию в чьи руки попадет беримбау. Мастера капоэйры говорят «слушая беримбау ты защищен». Это значит, что если капоэйрист следует ритму, то его игра и движения находятся под контролем. Хороший капоэйрист всегда ищет гармонию и соответствие своих перемещений с ритмом.

В традиции капоэйры используют восемь инструментов, которые делят общее пространство ритма на сектора. Каждый сектор занимает один из инструментов с соответствующим ему ритмом, что в совокупном сочетании создает особый объем и наполнение движений тела капоэйриста. Беримбау Гунга и Атабаке задают основной пульс, что соответствует шагам и перемещениям игрока, уровень земли. Беримбау Медиу своим ритмом привносит элемент диалога, отвечает за движения ударов и уходов, соотносится с уровнем человека. Беримбау Виолинья наполняет основной ритм и отвечает за импровизацию, в движениях это проявляется виде акробатики и красоты выполняемых элементов, уровень неба. Пандейру играют ритм, напоминающий перекатывания, что дает телу капоэйриста перетекание и неуловимость. Играть в роде на любом из инструментов, особенно беримбау, в капоэйре считается привилегией и показателем высокого уровня ученика.

Вся наша жизнь и явления в ней, наполнены ритмическими рисунками. Здоровье человека можно рассмотреть, как устойчивое гармоническое колебание его физиологических, психологических состояний. От качества и характера музыки и ритма зависят молекулярные связи нашего организма. Правильный ритм сопутствовует творческому и созидательному состоянию человека.

 

4. Капоэйра — это свобода.

Понятие свободы для мира капоэйры проявляется как особая ценность. Образ практики капоэйры, это постоянные переходы от одного движения в другое, тело должно двигаться как мячик, затрагивая все плоскости и уровни пространства роды. Такое движение воспитывает не только тело, но и является хорошим тренингом для нашего ума. В буддийском учении считается, что если ум застывает в одном месте и прибывает в одной вещи он подобен льду, его называют смущенным. Такое качества ума является пороком. Правильный ум находится в постоянном движении, он подобен воде и охватывает все тело и личность человека. Регулярная практика капоэйры дает такую возможность воспитания правильного и подвижно ума, а также помогает выражать внутренний мир и творческое начало у занимающихся. Это проявляется, как качество внутренней свободы. Единственное, что эта свобода самовыражения должна быть в рамках дисциплины, уважения и воспитанности.

 

5. Капоэйра — танец.

Капоэйра должна быть танцем. Это качество заложено в этом искусстве  с момента его появления. Все боевые искусства вышли из танцев. Но, здесь необходимо понимать, что танец это, прежде всего внутреннее содержание движения. Сейчас с танцем связывают любые телодвижения под музыку, когда как в большинстве своем, это просто дерганье или в лучшем случае подражание.

Танцевать, это значит познавать гармоничное и целостное движение тела при участии внимания. Умение чувствовать связь внутреннего и внешнего ритма.

Однажды один мальчишка у меня в группе сказал, что Капоэйра, это танец, замаскированный под бой. Все конечно засмеялись и начали поправлять, что все было наоборот. Хотя в этой мысли нет ничего странного. Сейчас много видео, в котором мы можем увидеть, какая была древняя капоэйра. Малый арсенал движений и низкие амплитуды ударов. Все потому, что древнюю капоэйру играли для внутреннего наполнения и достижения гармонии, а такие состояния может дать только танец.

Мастер Канжикинья пишет:  «Древняя капоэйра была красивым действием. На роду приходили в самой лучшей одежде. Пиджак, брюки и шляпа».

После очень тяжелого труда на плантациях, единственное, что могло поднять настроение и сплотить людей, так это музыка, ритм и танцы. Чем они и занимались и от этого они чувствовали силу, которая не давала упасть духом. Кстати, во времена рабства, не только капоэйра давала людям силу, были еще другие танцы, например бразильская самба и кубинская румба.

 

6. Капоэйра — борьба.

Капоэйра стала символом борьбы, противостояния и одним из инструментов достижения свободы. Капоэйра давала людям возможность выживать в суровые времена, но надо признать, что капоэйра в своей основе не боевое искусство. Древняя капоэйра была очень простой в своем исполнении. Практика игры капоэйра давала больше настройку боевого духа и характера, чем отработку техники ударов и уходов.

Мастер Канжикинья пишет: «Если в капоэйре присутствуют музыкальные инструменты, тогда капоэйра превращается в фольклор и танец, но если в ней появляется палка, бритва или нож, тогда это уже борьба».

Современная капоэйра впитала в себя технический арсенал из разных восточных единоборств. Удары ног стали более амплитудными, а техника исполнения элементов стала выше.

Игра капоэйры может проходить в очень жесткой манере, но игра остается игрой и капоэйра не должна терять своего вида. Драка же, даже если она началась среди техничных капоэйристов, смотрится грязной возней. Обычно мастера останавливают игру, когда чувствуют чрезмерный накал страстей.

Капоэйра учит игроков не впадать в эмоции, проявлять такое  важное качество характера, как выдержка и внутреннее спокойствие, т.к. капоэйра пропитана провокациями.

 

Это далеко не все, что может дать капоэйра для человека, который решил ей заниматься. Капоэйра прекрасное, глубокое и богатое искусство.  Оно одинаково подходит для детей и взрослых, стирая всех возрастные ограничения.

Сегодня капоэйра, как и в далекие времена объединяет людей, но уже в более глобальном размере. Выбирая капоэйру, вы находите друзей и единомышленников во всем мире.

Федор Бока, 29 августа 2013г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Игра. Свобода. Танец. Борьба.”

  1. Муралья:

    Хорошая статья. Все толково обосновано)

Оставить комментарий